Sunday, October 30, 2011

Основные принципы буддизма махаяны


Буддизм махаяны - это буддизм большой колесницы, его еще называют северным буддизмом. Встречное течение - это буддизм хинаяны или южный буддизм. Я даже вспоминаю, как нам в университете говорили про это разделение. К сожалению, как и все, везде и всегда у  нас, это была лишь сухая часть учебного плана. А даже не уверен, что преподаватели сами разбирались в теме. На самом деле стереотипный буддизм, про который знает каждый встречный на улице, - это буддизм хинаяны. Еще столетие назад про махаяну на западе мало кто слышал. И уже известный нам Д. Т. Судзуки взял на себя миссию по просвящению варваров с запада. Дело было в начале двадцатого века. Судзуки еще не был так знаменит, еще не было бесконечных работ по дзену и неутомимой миссионерской работы. Все это будет позже. А пока - первый труд Судзуки, разъясняющий основы буддизма махаяны. Я бы назвал буддизм махаяны более мистической и менее морально-этико-ориентированной версией буддизма. Разумеется, и здесь не обошлось без этики и морали, но они не стоят на первом месте, не им уделяется основное внимание. Каждый обладает природой Будды. Нирвана и самсара суть едины. Буддизм махаяны - это тибетская школа и дхьяна/чань/дзен в Китае и Японии. Китайско-японский вариант лично мне импонирует больше. Почему? Потому что философия махаяны черезчур сложна. Слишком обширная терминология: шунья, виджняна, дхармакая, нирманакая, самбхогакая, каруна, праджня. И это были самые простые понятия, которые пришли мне на ум. В действительности все гораздо сложнее и запутаннее. Невольно вспоминается Дао Дэ Цзин: кто не знает, тот говорит; кто знает, тот молчит. И дзенские истории, в которых сжигали сутры и личный опыт и интуиция ценились не в пример больше самых тонких и разработанных философских систем. (Но все равно дзен - это в сущности махаяна, ага. Только немного более либеральная и доступная простым смертным.). Сама книга не плоха, но она представляет больший интерес яйцеголовым буддологам, сидящим в университестких стенах и с умным видом рассуждающих о трех телах Будды. Слава богу, что Судзуки - это не столько буддолог-ученый, сколько самоотверженный и искренний буддист.

No comments:

Post a Comment