Tuesday, October 4, 2011

Дзен и японская культура

Дзен-буддизм оказал определяющее влияние на всю японскую культуру. Нет никакого резона отрицать ценность синто и конфуцианста, но без дзена Япония не была бы такой, какой мы ее знаем. Точнее, не знаем. Японская душа - эта загадка. А потому она загадка, что дзен сам по себе тайна за семью печатями. Интеллектуально понять дзен в принципе возможно. Но чтобы почувствовать его, проникнуть в него и жить в нем, нужны годы и годы практики. Возможно даже, что обязательным условием является родиться в японской деревне где-нибудь в горах, которая на зимний период оказывается отрезанной от большого мира. По-другому никак. В современном пост-модерновом мире дзен уже стал торговым знаком: дзен бизнеса, дзен похудения, дзен того, дзен сего. И он стал тесно связан с Нью Эйджем в компании с чэннелингом и лечением камнями. Но мне кажется, что дзену на западной земле сложно, очень сложно прижиться. А то что мы видим, по большей частью является дешевой профанацией. Потому что дзен - это Япония, а Япония - это дзен.


Судзуки, знаменитый проповедник, защитник и популяризатор дзена на западе в двадцатом веке, в этой книге постарался проследить и оценить влияния дзен-буддизма на японскую культура, японскую ментальность и японскую жизнь в целом. Дзен нашел себе не только в полутора тысячах храмах в Киото, но в фехтовании, чайной церемонии, театре Но, поэзии, живописи.

Взгляните на следующее знаменитейшее хайку Басё:
Старый пруд
Прыгнула в воду лягушка
Всплеск в тишине
Сомневаюсь, что у нас найдется много людей, способных по-настоящему оценить его. Если оказывается недоступной практическому западному уму одно малюсенькое хайку, что можно говорить о всей Японии в целом?!

Дзен практиковали и самураи, и торговцы, и правители. Короче говоря, все слои населения во все времена года и при всякой погоде. Там сложился свой собственный идеал, называемый по-ихнему ваби или саби или ваби саби (я не эксперт, поэтому приношу свои извинения), идеал о простоте, скромной, ненавязчивой, искренней, лишенной всякой показушности. Именно в этом и кореняться и хайку, и прославленный японский минимализм, и аскетизм и целый сонм подобных явлений.

Я заочно люблю Японию и люблю японское мировоззрение, не то, которое сейчас царствует в шумном и суетливом Токио, а то, на которое позволяет взглянуть украдкой Дайсэцу Тэйтаро Судузки. Меня можно долго упрекать по этому поводу, но идеалы - это идеалы, которые не стоит втаптывать в грязь. А лучше просто посмотрите на этого человека:

D. T. Suzuki

No comments:

Post a Comment