Wednesday, August 31, 2011

Аристос

Есть такой писатель Джон Фаулз. Довольно знаменитый современный романист (ныне покойный). Но кроме романов, которые я не читал, его наиболее важными литературными увлечениями являются, как он сам об этом заявляет, поэзия и философия. Аристос - это набор разнородных философских заметок на самые различные темы. Аристор родился в результате связи Фаулза с древнегреческим Гераклитом, весьма туманным товарищем, излагающим свои мысли запутанным и в парадоксальным образом. Короче говоря, Фаулз создал свой собственный идеал человека достойного - это и есть приблизительное значение слова Аристос. Этот достойный человек есть существо довольно ортодоксальное, обладающее своей точкой зрения, нужно признать, весьма логичной, на все стороны современной жизни индивида, общества, государства. Не исключая при этом ни религию, ни науку. Аристоса Фаулз написал во времена своей молодости, наверное поэтому получилось столь категорично и воинственно.



Я обнаружил некоторое количество бредовых идей. Наиболее сильно позабавили нападки Фаула за восточные религии, которые он назвал прибежищем лузеров. Довольно смелое заявление. Нужно иметь большие яйца для тагого. Или же море молодой дурости, которая должа была сойти на нет с течением времени. Ну да ладно, это было из области анекдотов. Есть взглянуть более трезво, то мы имеем довольно примечательное чтиво, способное захватить своей железной челюстью и не отпускать до тех пор, пока не будет перевернута последняя страница. Немного утомили только своей абстрактностью размышления об искусстве и роли художника в жизни цивилизации. Если очень кратенько изложить его философию, то это будет что-то такое: 0) Вселенной управляет бесконечность и случайность, бог - это бесконечностьи случайность 1) цивилизация загнивает из-за капитализма и догматического отношения или к религии, или к науке, или еще к чему-то 2) источник прогресса и развития - во взамодействий полярных сущносей - противоположностей 3) люди погрязли в иллюзиях и гонкой за деньгами и чувственными удовольствиями 4) истинная свобода и назначение человека - в сегодняшнем дне и в искусстве 5) поэзия - высший вид искусства.

Как итог, после Аристоса у меня совершенно пропала всякая охота читать романы Фаулза. Кажется, что ему больше нечего мне сказать. Его жизненную позицию я уяснил с достаточной детальностью, чтобы принять ее к сведению и не продолжать дальнейшее знакомство с автором. Ошибаюсь ли я?

***
Под каким бы именем ламаизм ни встречался - гедонизм, эпикуреизм, философия битников, - он остается прибежищем потерпевших поражение. Возможно, и могли бы существовать миры и жизненные системы, где такой образ мысли оказался бы разумным, но только не в нашем мире, не в перманентном состоянии эволюционной войны.
***
У социализма есть и другие мифы, например, о благородстве, внутренне присущем труду. Но ведь в конечном счете не капиталист эксплуатирует рабочего, а сама работа.
***
Хорошее человеческое общество - то, где никто не стремится быть конформистом, не подумав, поочему он к этому стремиться; где никто не подчиняется, не рассудив, зачем он это делает; и где никто не становится конформистом из страха или лени.
***
Когда-то человек полагал, что может сам создавать то, что доставляет наслаждение; теперь он считает, что должен за наслаждение платить. Словно цветы теперь растут не в полях и садах, а лишь в цветочных магазинах.
***
Единственными людьми, способными выдержать необъятное количество свободного времени, не нанося ущерба обществу, до сегодняшнего дня было эрудит, ученый, художник: люди большой культуры и разнообразных интересов. Единственная работа, которая никогда не кончается, - это стремление к знанию и его выражение.

John Fowles

No comments:

Post a Comment