Хаксли создал злую, мрачную, апокалиптическую историю, предсказание и предупреждение против глупости и врага человеческого Дьявола, Велиала, которого своими поступками, страстями и стремлениями создали сами же люди. Себе на погибель. Мелочность, алчность и тщеславие превращают людей в увешенных драгоценными металлами и камнями бабуинов, в изысканных одеждах, потягивающих дорогие продукты брожения, вдыхающий бесценный дым сухих листьев, выкачивающих из земли, воды и воздуха всё больше, больше и больше топлива, чтобы питать, поливать, удобрять, холить и лелеять свои собственные пороки. Это часть ритуала. Даже вера людей с их церквями, их пророки и святые, их политические партии, их государственные объединения и рабочие союзы, все они состоят во услужении дьявольской сущности. Чтобы в конечном счете истребить себя и установить царствие его на земле.
Корни авторского пессимизма лежат в тех явлениях середины XX века, свидетелем которых он был. Две страшные мировые войны (и не нужно, не нужно их романтизировать, превращать в очередной безличный продукт на вселенском базаре, развлечение для новых, безрассудных детей человеческих), голод, разруха и продающие свое тело за шоколад дети после войны, национализм, расизм, нетерпимость, ненависть и тотальная эксплуатация и унижение человека человеком, ядерное оружие, химическое оружие, бактериалогическое оружие, психическое оружие, оружие распространяющееся с посощью звуковых волн, электромагнитных волн и печатной продукции, оружие распространяемое с трибун, бронетранспортеров и кафедр, оружие, проникающее в голову всех и каждого. Но надежда есть, надежда близка (spes proximа!). Надежда прячется глубоко внутри каждого из нас. Нельзя изменить человечество, но можно самим попробовать сделать маленький шажок, чтобы создать что-то достойное хотя бы в масштабах отдельной личности. И может быть, вам повезет, вас не прикончат добрые и несчастные люди, которых вы так любите и жалеете. Как то уже случалось с Махатмой Ганди и Мартином Лютером Кингом.
Корни авторского пессимизма лежат в тех явлениях середины XX века, свидетелем которых он был. Две страшные мировые войны (и не нужно, не нужно их романтизировать, превращать в очередной безличный продукт на вселенском базаре, развлечение для новых, безрассудных детей человеческих), голод, разруха и продающие свое тело за шоколад дети после войны, национализм, расизм, нетерпимость, ненависть и тотальная эксплуатация и унижение человека человеком, ядерное оружие, химическое оружие, бактериалогическое оружие, психическое оружие, оружие распространяющееся с посощью звуковых волн, электромагнитных волн и печатной продукции, оружие распространяемое с трибун, бронетранспортеров и кафедр, оружие, проникающее в голову всех и каждого. Но надежда есть, надежда близка (spes proximа!). Надежда прячется глубоко внутри каждого из нас. Нельзя изменить человечество, но можно самим попробовать сделать маленький шажок, чтобы создать что-то достойное хотя бы в масштабах отдельной личности. И может быть, вам повезет, вас не прикончат добрые и несчастные люди, которых вы так любите и жалеете. Как то уже случалось с Махатмой Ганди и Мартином Лютером Кингом.
***
А Ганди был просто реакционер, веривший лишь в людей. В маленьких, убогих людишек, которые сами управляют собою в своих деревушках и поклоняются брахману, являющемуся также и атманом. Такого терпеть нельзя. Неудивительно, что мы его укокошили.
***
Потому что Он не может не поддаться искушению и не довести зло до предела. А когда зло доходит до предела, оно всегда уничтожает само себя. И после этого появляюется обычный порядок вещей.
***
От завтрака до отхода ко сну вы можете любым доступным вам способом насиловать природу и отрицать факт существования вашей безликой сущности. Но даже самая рассерженная обезьяна устает в конце концов корчить рожи - ей нужен сон. И пока она спит, живущее в ней сострадание хочешь не хочешь защищает ее он самоубийства, которое она с таким неистовым рвением пыталась совершить в часы бодрствования. Но солнце встает опять, наша обезьяна опять просыпается к своей личности и свободе волеизъявления - к еще одному дню ужимок и гримас или, если она того захочет, к началу самопознания, к первым шагам к освобождению.
***
- И еще, - продолжает доктор Пул, - мне понравилось то, что вы сказали относительно контактов между Востоком и Западом - как Он заставил каждую сторону взять худшее из того, что мог предложить партнер. И вот Восток взял западный национализм, западное вооружение, западное кино и западный марксизм, а Запад - восточный деспотизм, восточные предрассудки и восточное безразличие к жизни индивудуума. Короче, Он проследил, чтобы человечество прогадало и тут, и там.- Вы только представьте, что было бы, если бы произошло обратное! - пищит архинаместник. - Восточный мистицизм следит за тем, чтобы западная наука использовалась как надо, восточное искусство жить облагораживает западную энергию, западный индивидуализм слерживает восточный тоталитаризм. - В благоговейном ужасе архинаместник качает головой. - Да это был бы просто рай земной! К счастью, благодать Велиала оказалась сильнее благодати того, другого.
No comments:
Post a Comment