Thursday, August 8, 2013

Практика спицевания

На этой неделе, как некоторые из вас уже осведомлены, у меня несколько прибавилось работёнки. Задача была собрать новое колесо на старой втулке. И вчера наконец-то я смог этим заняться. Могло бы получиться и раньше, если бы я не был полным дураком и посчитал количество дырок на втулке прежде, чем покупать обод на тридцать шесть спиц. Но всё обошлось, и после полутора часов работы я имею набитое колес (это именно оно вверху). Обод 26'', аллюминиевый, двойной, пистонированный, под ободной тормоз, ширина 19 мм, то есть вполне обычный среднестатистичный обод. Возможно, стоило поискать обод пошире, но насколько я могу судить, абсолютное большинство неотягощённых экстремальными амбициями велолюбителей катает на 19 мм и меньше.

Но это ещё далеко не всё. Предстоит самое гнусное: выправить восьмёрки, яйца и зонт. Кстати, насчёт зонта. На всех задних колёсах, на которые ставится кассета, несимметричный зонт. Это значит что центр обода смещён по отношению к центру самой втулки (центром втулки я называю не центр оси - центр оси должен совпадать с центром обода, - а центр меж самим фланцами, теми, которые с дырками, куда мы вставляем спицы). Инструмента, чтобы точно измерять корректность зонта нету, но можно приблизительно оценить его, выставив обод на опоры. На этой фотографии обод стоит левой стороной на книжках. Между полом и осью около полутора сантиметров.

Переворачиваем колесо и кладём его на опору правой стороной. Теперь ось упирается в пол. Значит зонт нужно править. Симметричные зонты бывают на передних колёсах с ободным тормозом и, возможно, на задних односкоростных или планетарных втулках.

Куда ушли полтора часа, если мне ещё предстоит масса работы с ободом? Просто набить колесо - это быстро. Я минут за двадцать управлюсь. Больше занимает времени закрутить спицы. Я закрутил спицы до приблизительно одинакового натяжения - 110 килограмм-силы, плюс минус погрешность, неровные руки и потеря концентрации. Для определения натяжения спиц существует специальный прибор (на фото снизу). Может быть, 110 будет маловато, и следует подтянуть побольше, но поживём увидим. Вообще говоря, из-за несимметричного зонта спицы на правом фланце (со стороны кассеты) будут натянуты несколько больше спиц на левом фланце, так что натягивание спиц до одинаковых значений было лишним - всё равно придётся перетягивать.


Колесо собрано стандартным полутангециальным набором на три креста. Так же оно было собрано и до меня. За одним исключением: хвостовые спицы вставлялись не с наружней стороны фланца, как в моём наборе, а с внутренней. Это нетипичный набор, у которого к тому же есть недостатки (я не буду распространяться по этой теме, потому что я не специалист, но более продвинутые люди утверждают именно так; кроме того все мои колёса набраны точно так, как и данное колесо, и пока езжу без проблем). На следующем, отвратном по качеству фото можно видеть вмятины, оставленные хвостовыми спицами из предыдущего набора. Спицы, чьи головки вы видите на фотографии, называются хвостовыми, остальные спицы называются лидирующими (я говорю только про спицы на видимом фланце). Правильно ли я сделал, изменив набор? Меня беспокоит целостность фланца. Определенно, на нём появятся новые вмятины. Будет ли износ фланца меньше, если бы я пустил спицы по старым вмятинам? Вопрос хороший, и я не знаю, как на него ответить. Я лишь успокаиваю себя тем, что если втулка прикажет долго жить, будучи разорванной спицами, то её можно выкинуть к хренам и купить чего получше.


Если я не ошибаюсь, то на этой втулке, спицы лопались со стороны звёздочек. Если спицы продолжат лопаться дальше и на новом колесе, то, возможно, проблема не столько в ободе, сколько в толстом заде ездока. В этом случае можно попробовать полурадиальный набор: спицы с правого фланца собраны полутангециальным способом, а спицы с левого - радиальным набором (т.е. ни одна списа не пересекает другие спицы, и напрямую заведена на обод). Честно говоря, мне даже немного чешется, чтобы спицы таки продолжили лопаться, и я мог поиграться с новым набором.

В местных веломастерских вам заспицуют колёса на ваши запчасти всего за десять долларов. Что для меня звучит как очень выгодная сделка. Мне думается, для того чтоб мастерские могли зарабатывать, они должны тратить не более одного часа на колесо. Для меня это находится за гранью разумного, понимаемого и даже воображаемого. Как можно набрать и выправить колеса всего за один час? И как такая космическая скорость влияет на качество колеса? Я видел, как при мне в мастерской выправляли колесо на станке: колесо круть-круть, поджали спицу, круть-круть, ослабили спицу... Очень споро и на вид профессионально. Я не видел, чтоб они особо задрачивались с натяжением, и не видел, чтоб они пытались сделать идеальный зонт. Конечно, это ни о чём не говорит. Я просто немного завидую из-за своей неспособности собрать приличное колесо за шестьдесят минут. Посему вот вам моё предложение: соберу, разберу, переспицую колёса на новые втулки, ноые обода, новые спицы, новые нипеля, как угодно, совершенно забесплатно. Я даже почти готов доплатить. Подумайте, хотите ли вы чего? А тем временем я помозгую о замене колёс на своём MTB и помечтаю об одинадцатискоростной планетарной втулке за полтысячи американских.

В общем и целом я уже кое-чего в спицевании стал понимать. Это не первое моё колесо, но оно будет однозначно лучшим из того, что я до сего момента сотворил. Так что в моей скромной копилке практических навыков добавился ещё один - я умею собирать колёса. Ура, товарищи! 

P.S. Изучал я науку спицевания по статье Шелдона Брауна "Сборка велосипедных колёс". Статья основательная, но кое-где хромаёт перевод, и для новичка не всегда просто разобраться, что к чему. Тем не менее, статья отлично работает, и содержит массу другой познавательной информации по теме, как то закладывание шайб под головки спиц. Звучит разумно, но я в жизни ничего подобного не видел, и даже не знаю, где можно найти двухмиллиметровые бронзовые шайбы. Если есть идеи - говорите. Обязательно опробуем.

7 comments:

  1. This comment has been removed by the author.

    ReplyDelete
  2. что это за колесо?
    шайбы обязательно ТОЛЬКО бронзовые?
    надеюсь про толстый зад это не обо мне?

    ReplyDelete
  3. "Что это за колесо" что? Очевидно, это твоё колесо:) И зад тоже твой, не мой же. Мой не такой уж и толстый. Самый обычный зад. Шайбы - хз, я ведь сопрамата не знаю. Бронза, видимо, довольно крепкая и коррозионностойкая. Сталь ржавеет, если у тебя нету нержавейки, конечно. Алюминий - может и ничего, втулка ведь алюминиевая, и ничего - ездит. А что такое латунь я представляю весьма смутно. Вообще полистай Брауна, он про шайбы пишет. Может оно и не надо, может просто очередная буржуйская блажь.

    ReplyDelete
  4. А чего ты удалил первый комментарий? Он же всё равно мне на почту пришёл.

    ReplyDelete
  5. ты тоже иногда удаляешь, а мне приходят. стоило проверить:)алюминиевые шайбы не проблема. латунь сплав меди и цинка, не ржавеет.

    ReplyDelete
  6. Поехало, огромное тебе спасибо. Только протектор веселый, узор не сплошной, при езде седло напоминает вибратор:) женский вариант покрышки, хе хе.

    ReplyDelete
  7. Отличненько. Если будут проблемы, обращайся. Может тебе и переднее на новый обод пересадить? ;)

    ReplyDelete