Sunday, January 8, 2012

Sacred Economics

Эта книга о том, что ждёт человечество в будущем, и что можно сделать прямо сейчас. Конечно, всё везде плохо и ужасно. Кровь и слезы. Голод и болезни. Что же делать, как нам быть? Что мне нравится здесь, так это авторский оптимизм и вера в человечество. Не в плане технического чуда или вмешательства пришельцев. Определенно, нас ждут трудные времена. Сложно сказать, что будет, как будет, как долго будет. Но оно будет. Мир станет гораздо меньше, но богаче и красивше. Экономика и деньги никуда не денутся, но они изменятся. Нет, не будет золотого стандарта. Слышали когда-нибудь про деньги, которые теряют ценность со временем, decaying money? Что-то вроде запланированной и непрекращающейся инфляции. Так не станет "денег, которые делаю деньги", не станет гигантских пулов денег в руках немногих невообразимо богатых ротшильдов. Многие сферы вернуться в свое изначальное немонетизированное состояние (если вам нужно покрасить забор, вы попросите соседа, и, о чудо!, вы не будете платить ему за работу деньгу!). Будут отрицательные процентные ставки. А цена на товары будет включать всё то, что сейчас выбрасывается из неё, и за что в конечном итоге платит общество (как например за загрязнение воды). Утопично? Я думаю, да. Но, черт возьми, рационально. Возможно, это единственный способ сохранить что-то из существующего порядка вещей. Альтернатива, так сказать, Дикому, предикому Западу (в этом есть своё дикое и опасное очарование). А пока нам остаётся только ждать. А еще неплохо не влазить в долги, постараться исключить как можно больше денег из наших отношений с другими людьми, и, может быть, попытаться делать что-то, чтобы внести хоть какой-нибудь вклад в восстановление нашей планеты. А может быть к нам возвращается коммунизм?

Притча про экономику

Ростовщичество создает характерный сегодня недостаток, а кроме того управляет разрушающей мир машиной бесконечного роста. Чтобы пояснить каким образом, я начну с притчи, придуманной выдающимся провидцем от экономики Бертраном Летаром «Одинадцатый кругляш» из его книги «Будущее денег».

Давным-давно в маленькой деревушке Накраюземли, во всех своих делах люди прибегали к обмену. Каждый торговый день, они предлагали кур, яйца, окорока и хлеба, и ввязывались в долгие переговоры друг с другом с целью выменять то, в чем они нуждались. В трудные времена, как например во время сбора урожая или когда чей-нибудь сарай нуждался в ремонте после урагана, люди вспоминали традицию взаимопомощи, которую они принесли из своей старой родины. Они знали, что если когда-нибудь у них возникнут неприятности, другие люди им помогут.

В один рыночный день появился незнакомец в блестящих черных туфлях и элегантной белой шляпе и стал наблюдать весь процесс с сардонической улыбкой. Когда он заметил одного фермера, пытающегося собрать шесть кур, которых он хотел обменять на большой окорок, человек не смог удержаться от смеха. «Несчастные люди», сказал он , «такие примитивные». Жена фермера услышала это и обратилась к незнакомцу, «Думаешь, сможешь лучше справиться с курами?». «С курами, нет», ответил незнакомец, «Но существует гораздо лучший способ решить эту проблему». «Да неужели, и как же?», спросила женщина. «Видишь то дерево?», отвечает незнакомец. «Хорошо. Я пойду туда и подожду, пока кто-нибудь из вас не принесет мне одну большую коровью шкуру. Потом пусть каждая семья придет ко мне. Я разъясню лучший способ».

Так и случилось. Человек взял шкуру и нарезал идеальные кругляши из нее и поместил замысловатые и изящные знаки на каждом из них. Потом он вручил каждой семье по 10 кругляшей и объяснил, что каждый из них представляет собой одну курицу. «Теперь вы можете торговать и обмениваться, используя вместо неуловимых кур кругляши», растолковывал он.

В этом был смысл. Каждый был впечатлен человеком в блестящих туфлях и внушающей шляпе.

«Да, кстати», добавил он после того, как каждая семья получила свои 10 кругляшей, «через год я вернусь обратно, сяду под то же самое дерево. Я хочу, чтобы каждый принес мне назад 11 кругляшей. Этот одинадцатый кругляш будет знаком вашей признательности за технологическое улучшение, которое я привнес в ваши жизни». «Но где мы возьмем одинадцатый кругляш?», спросил тот самый фермер с шестью курами. «Узнаешь», промолвил человек с обнадеживающей улыбкой.

Предположим, что население и его годовое производство остаётся на том же уровне в течение следующего года, как вы думаете, что произошло дальше? Помните, что одинадцатый кругляш никто не создавал. Поэтому, результатом будет то, что каждая одинадцатая семья должна потерять все свои кругляши,  даже в том случае, если все будут хорошо справляться со своими делами. Это необходимо, чтобы обеспечить одинадцатым кругляшом десять оставшихся семей.

Поэтому когда ураган угрожает посадкам одной из семьи, люди не спешат тратить своё время, чтобы помочь до того, как ударит ураган. Хотя кругляшами в рыночные дни было обмениваться намного удобнее, чем курами, новая игра имела также неожиданный побочный эффект в активном препятствии добровольному сотрудничеству, бывшему традиционным в той деревне. Вместо того новая игра в деньги создала постоянное соперничество между всеми участниками.
Эта притча начинает с показа того, как соперничество, нестабильность и жадность стали неотъемлимым свойством нашей экономики благодаря присутсвию процентной ставки. Эти свойства никогда не будут изгнаны, пока все жизненные потребности деноминируются в деньгах, на которые начисляются проценты. Но давайте продолжим историю, чтобы показать, как выгода от процентов создает и постоянное давление в виде потребности в бесконечном экономическом росте.

Существуют три возможных концовки в истории Летара: дефолт, рост количества денег и перераспределение богатства. Каждая одинадцатая семья может стать банкротом и отдать свою ферму человеку в шляпе (банкиру), или же человек может раздобыть еще одну коровью шкуру  и создать больше наличностей, или сельчане могут вымазать банкира в дёгте, вывалять его в перьях и отказаться выплачить крушляши. Тот же самый выбор есть и у любой экономики, основанной на ростовщичестве.

Поэтому представьте теперь, что сельчане соберуться вокруг человека и скажут «Господин, не могли бы вы, пожалуйста, дать нам несколько дополнительных кругляшей, чтобы никто из  нас не стал банкротом?».

Человек говорит «Могу, но только тем, кто уверит меня, что они смогут ине их выплатить. Так как каждый кругляш стоит одной курицы, я ссужу новые кругляши людям, которые имеют больше кур, чем количество кругляшей, которые они мне должны. Таким образом, если они не выплатят мне кругляши, я смогу вместо того забрать их кур. О-о-о, и так как я такой отличный парень, я даже создам новые кругляши для людей, которые не имеют дополнительных кур прямо сейчас, но если они смогут убедить меня, что они разведет больше кур в будущем. Поэтому покажите мне свой бизнес-план! Покажите мне, что вы заслуживаете доверия (какой-нибудь сельчанин сможет составить отчет о кредитоспособности, чтобы помочь вам в этом). Я прокредитую вас на 10 процентов — если вы смышленый птицевод, вы можете увеличить свою стаю на двадцать процентов в год, выплатить мне долг, и в даже разбогатеть самим».

Сельчане спросисли: «Звучит хорошо, но так как ты создаешь новые кругляши также под десять процентов годовых, то все равно у нас не будет достаточно, чтобы выплатить тебе все в конце».

«Это не будет проблемой», отвечает человек. «Понимаете, когда придет время, я создам еще больше кругляшей, и когда те кончатся, я создам еще больше. Я никогда не буду против создать больше кругляшей. Конечно, вам придется создавать больше кур, но пока вы продолжаете наращивать производство, у вас никогда не будет проблем».

К нему подходит ребенок и говорит: «Простите меня, господин, моя семья хворает, и у нас не хватает кругляшей, чтобы купить еды. Не могли бы вы выпустить несколько новых кругляшей для меня?»

«Прости меня», отвечает человек, «но я не могу этого сделать. Видишь ли, я создаю новые кругляши только для тех, кто их мне выплачивает. Теперь же, если у твоей семьи есть несколько кур, чтобы оставить их мне в залог в качестве гарантии, или если ты можешь доказать, что способен работать немножко больше и развести больше кур, я буду счастлив дать тебе кругляшей».

За несколькими прискорбными исключениями, некоторое время система работала великолепно. Сельчане увеличивали свои стада достаточно быстро, чтобы получать дополнительные кругляши, нужные им, чтобы выплатить долг человеку в шляпе. Некоторые, по какой бы причине ни было – неудача или неумение – и правда обанкротились, и их более удачливые, более эффективные соседи, забрали их фермы и наняли их в качестве рабочих. В целом же, стада росли на десять процентов в год вместе  с массой денег. Деревня и ее стада стали такими огромными, что к человеку в шляпе присоединились многие другие, такие же как он, все они усердно нарезали новые кругляши и выдавали их каждому, у кого был хороший план по разведению ещё большего количества кур.

Время от времени появлялись проблемы. Например, стало ясно, что никому по настоящему не нужны были все эти куры. «Уже тошнит от этих кур», жалуются дети. «Уже в каждой комнате дома по перине», жалуются хозяйки. Чтобы поддерживать рост потребления куриных продуктов, сельчане изобретают кучу новых способов. Стало модным покупать новую перину каждый месяц, и большие дома, где можно их ставить, и имень бесконечные загоны, полные кур. Возникали разногласия с другими деревнями, которые решались масштабными яйцеметающими битвами. «Мы должны повысить спрос на кур!», выкрикнул мэр, чьим свояком был человек в шляпе. «Так мы будет богатеть дальше.»

Однажды, деревенский старожил заметил другую проблему. Поля вокруг деревни, которые когда-то были зелеными и плодородными, теперь стали коричневыми и грязными. Вся растительность была расчищена, чтобы посадить зерна на корм курам. Пруды и ручьи, когда-то полные рыбой, теперь превратились в вонючие навозные ямы. Он сказал: «Это нужно прекратить! Если мы продолжим увеличивать наши стада, то скоро утонем в курином дерьме.»

Человек в шляпе оттащил его в сторону и заверяющим тоном сказал: «Не волнуйся, дальше по дороге есть другая деревня, у которой много полей.  Люди из нашей деревни планируют перенести разведение курятины туда. И если те не согласятся ... что ж, нас больше. В любом случае, ты не можешь всерьез расчитывать на прекращение роста. Как тогда твои соседи выплатят свои долги? Как я смогу тогда создавать новые кругляши?  Даже я стану банкротом.»

И так, одна за другой, все деревни превратились в вонючую помойную яму, окруженную невероятными стадами кур, которые-то и не были никому нужны, и деревни воевали друг с другом за небольшие оставшиеся зеленые места, которые могли поддержать рост еще на несколько лет. И все же, несмотря на лучшие усилия продолжать рост, он стал замедляться. А когда рост замедлялся, долг начинал расти пропорционально доходу, пока все люди не стали тратить все доступные кругляши только, чтобы выплачивать долг человеку в шляпе.  Многие обанкротились, и были вынуждены работать на минимальную зарплату на работодателей, которые сами едва могли выполнять свои обязательства перед человеком  в шляпе. Становилось меньше и меньше людей, которые могли себе позволить купить курятину, делая еще более сложным поддержание спроса и роста. Среди сверхъизбытка кур, разрушающего окружающую среду, большему и большему количеству людей с трудом хватало средств, чтобы выживать, приводя таким образом к парадоксу недостатка среди избытка.

И это то, что происходит сегодня.

No comments:

Post a Comment