Это просто выдающаяся работа немецкого философа Томаса Метцингера. Именно по мотивам данной книги я настрочил свои, возможно, бредовые заметки про время и детерминизм. Вот как я был впечатлён. И было чем. Что сделал Метзингер, так это построил свою философию вокруг достижений нейробиологии. Выводы к которым он пришёл не новы, но по моему скромному мнению он свёл их в единую стройную систему и дал чёткую и вполне однозначную формулировку. Итак, не существует человеческого эго, личности. Сознание - это техническое средство, помогающее нам выживать, результат работы эволюции. Именно через эго мы воспринимаем и познаём окружающий мир. Фактически это устройство, которое создаёт виртуальную реальность, которую мы называем "действительность", и даёт на иллюзию того, что мы являемся агентами, живущими и действующими в этом реальности. Никто не говорил, что объективной реальности не существует, просто-напросто у нас есть своя, адаптированная версия оной, псевдо-реальность, виртуальная реальность. Наши тактильные ощущения, звуки, запахи, цвета, вкус - всё эти лишь порождение нашего архи-сложного головного мозга. Посему меня, как какой-то уникальной личности, божественной искры во враждебном мире, вечной души или бессмертного странствующего между перерождениями духа не существует. Есть просто динамическая система, сформированная в результате целой череды событий, начавшейся еще со времён большого взрыва. Пожалуй, это есть хорошие новости. Я никто. Меня нет. Это великолепно! Ведь это уничтожает границу между мной и всем остальным. Я и есть всё остальное, потому что меня нету.
Почему нет тебя-то? Потому что нет божественной искры и бессмертия духа?
ReplyDeleteТочно. Потому что "я" - это модель, созданная мозгом. Она погибнет вместе с телом. Она погибнет в результате серьёзной травмы мозга. По сути она вообще не имеет никакого значения. В других условиях мозг мог создать другую модель, совершенно отличную от существующей. В таком случае, где здесь "я"? Меня как какой-то перманентной, персонизированной сущности не существует. Есть лишь временная организация материи. "Я" есть "я" только в том смысле, в котором камень есть камень. Не больше.
ReplyDeleteНу. Только чего большего тебе хотелось бы? Разве этого мало? Разве мало того что материально и физически ты уникален, уникально твое мышление, твои поступки. Так ты обретаешь личность. С чего вдруг человек должен быть чем-то более особенным чем камень? Ценно все, камень как уникальный в своем роде, и человек по тому же. Мне кажется просто люди более сложны в оценке, чем обычные простые предметы, тут нужно учитывать и чувства и отношения и психологию. Если есть существа более сложные чем мы, более развитые физически и эмоционально, то думаю для них мы будем не ценнее камня.
ReplyDeleteТы пишешь про моральную сторону вопроса. Это скользкий момент, потому что мораль - что-то совершенно искусственное и надуманное. В других обстоятельствах человеческая мораль вполне могла бы включать и камни. Хотя не нужно далеко ходить. Вспомнить язычество с его пантеизмом. Едва ли ты мог тогда сказать, что человек чем-то лучше камня, когда ты знал, что у этого камня есть свой дух.
ReplyDeleteВ некотором смысле, я есть уникальная сущность. Но чем не уникален тот же камень у дороги? Получается, что моя ценность ничем не выше камня. Но это не значит, что человек не имеет никакой ценности. Это лишь значит, что ценность камня настолько же высока. Наш мир был бы лучшим местом, если бы люди не ставили себя выше природы.