Один из важнейших вопросов, на который пытается найти ответ человечество, это вопрос свободной воли. Существует ли свободная воля? Можем ли мы с вами действовать и действуем ли, исходя из свободной воли? Благодаря своей фундаментальности вопрос становится чрезвычайно интересным. Ещё недавно мне казалось абсолютным фактом, что свободная воля существует и является неотъемлимой характеристикой человеческого сущетсва. То есть я поступаю так или иначе, потому что таково было моё намерение. Пока всё просто. Практически любой сможет подписаться под подобным заявлением. Что говорит нам наука? Всё в природе управляется определенными законами. Законов много, объектов ещё больше, а количество связей в системе просто колоссально. Но так или иначе любую систему можно разложить на составные части. А если любую систему можно разложить и объяснить, значит система детерминирована. Жизнь тоже детерминирована. Причина и следствие управляют вечнностью.
Дальше мы обращаемся к вопросу человека и сознания. Во-первых, человек это часть природы, это не исключение из правил, его не создал бог параллельной вселенной и не внедрил сюда, чтобы подчинять и доминировать, или даже созерцать и впитывать, человек подчиняется всё тем же основополагающим законам. А следовательно и он детерминирован. Так мы приходим к редукционизму, теории от которой меня всегда особенно тошнило. Но теперь мне кажется, что не всё так с ней плохо. Редукционизм отлично вяжется, скажем, с монистическими учениями о единственной субстанции. Когда не существут ничего, кроме этой единой субстанции. Я бы даже хотел упомянуть мистицизм, когда вообще всё обладает единой природой, всё сущее есть один и тот же абсолют, нет дурацких дуализмов типа материя/дух, природа/разум, бог/не-бог. Когда в принципе не существует эго, личности, созанющего субъекта, то редукционизм работает просто замечательно. Он говорит, что есть только химические реакции и электрические импульсы, которые создают иллюзию субъективного опыта и наличия сознания. То же самое говорит и махаяна, и даосизм и адвайта-веданта. В принципе, между понятиями свободной воли и сознания можно было бы поставить знак тождества. Нет сознания - значит нету и свободной воли. Почему нам так не нравится детерминизм: 1) потому что морали при детерминизме не бывает 2) потому что смысла при детерминизме не бывает 3) потому что никто не может отвечать за свои поступки при детерминизме 4) потому что в конце концов, субъекта не существует, и некому даже отвечать. Может это и звучит дико, но я начинаю находить прелесть в этих вещах. Когда всё предрешено, когда любоё твоё действие предоопределено, когда всё твои мысли и поступки диктуются предшедствующим состоянием системы, всё это имеет некий освобождающий эффект. Не нужно переживать, не нужно что-то менять, не нужно горевать, думать и страдать. Всё предрешено и поэтому всё прекрасно. Абсолютно всё прекрасно, смерть и жизнь, добро и зло, красота и уродство, всё на одно лицо.
Многие люди сейчас (и много лет до сегодняшнего для) сходят с ума по поводу квантовой механики с её неопределенностями и вероятностями. Казалось бы, вот есть непредсказуемость на квантовом уровне, значит каким-то образом из неё вытекают не только параллельные вселенные, но и свободная воля. Я считаю это нонсенсом. Что такое вся эта хитроумная кухня, как не очередная маска определенности? Пусть у нас и есть бесконечное число вариантов поведения электрона, это не избавляет систему от фундаментального свойства причинности. Просто-напросто сложность системы повышается. Детерминизм же остаётся. Да и кто, кстати, сказал, что поведение электрона не детерминировано? Возможно, дело лишь в невозможности интроспективного познания системы - мы же часть системы! Кажется, я нашёл себе нового бога. Точнее новое имя для старого бога.
Дальше мы обращаемся к вопросу человека и сознания. Во-первых, человек это часть природы, это не исключение из правил, его не создал бог параллельной вселенной и не внедрил сюда, чтобы подчинять и доминировать, или даже созерцать и впитывать, человек подчиняется всё тем же основополагающим законам. А следовательно и он детерминирован. Так мы приходим к редукционизму, теории от которой меня всегда особенно тошнило. Но теперь мне кажется, что не всё так с ней плохо. Редукционизм отлично вяжется, скажем, с монистическими учениями о единственной субстанции. Когда не существут ничего, кроме этой единой субстанции. Я бы даже хотел упомянуть мистицизм, когда вообще всё обладает единой природой, всё сущее есть один и тот же абсолют, нет дурацких дуализмов типа материя/дух, природа/разум, бог/не-бог. Когда в принципе не существует эго, личности, созанющего субъекта, то редукционизм работает просто замечательно. Он говорит, что есть только химические реакции и электрические импульсы, которые создают иллюзию субъективного опыта и наличия сознания. То же самое говорит и махаяна, и даосизм и адвайта-веданта. В принципе, между понятиями свободной воли и сознания можно было бы поставить знак тождества. Нет сознания - значит нету и свободной воли. Почему нам так не нравится детерминизм: 1) потому что морали при детерминизме не бывает 2) потому что смысла при детерминизме не бывает 3) потому что никто не может отвечать за свои поступки при детерминизме 4) потому что в конце концов, субъекта не существует, и некому даже отвечать. Может это и звучит дико, но я начинаю находить прелесть в этих вещах. Когда всё предрешено, когда любоё твоё действие предоопределено, когда всё твои мысли и поступки диктуются предшедствующим состоянием системы, всё это имеет некий освобождающий эффект. Не нужно переживать, не нужно что-то менять, не нужно горевать, думать и страдать. Всё предрешено и поэтому всё прекрасно. Абсолютно всё прекрасно, смерть и жизнь, добро и зло, красота и уродство, всё на одно лицо.
Многие люди сейчас (и много лет до сегодняшнего для) сходят с ума по поводу квантовой механики с её неопределенностями и вероятностями. Казалось бы, вот есть непредсказуемость на квантовом уровне, значит каким-то образом из неё вытекают не только параллельные вселенные, но и свободная воля. Я считаю это нонсенсом. Что такое вся эта хитроумная кухня, как не очередная маска определенности? Пусть у нас и есть бесконечное число вариантов поведения электрона, это не избавляет систему от фундаментального свойства причинности. Просто-напросто сложность системы повышается. Детерминизм же остаётся. Да и кто, кстати, сказал, что поведение электрона не детерминировано? Возможно, дело лишь в невозможности интроспективного познания системы - мы же часть системы! Кажется, я нашёл себе нового бога. Точнее новое имя для старого бога.
No comments:
Post a Comment