Я не понимаю дзен. Иначе я сюда бы ничего не писал. Почти наверняка. Ведь дзен - это жизнь в текущем моменте, в неразличени и непривязанности. Ты практикуешь дзаден, чинишь крышу в храме, варишь рис и прошись милостыню. Ты не видишь разницы между добром и злом, между высоким и низким, между большим и маленьким. Тебя не интересует, что о тебе думают, и ты сам ничего ни о ком не думаешь. Ты не привязываешься к мыслям и позволяешь им течь так как и заблагорассудится. Ты сотрадателен, но сам этого не понимаешь и не хочешь понимать. Фактически, дзен бесполезен, потому что дзен ничего не добавляет к жизни и ничего не отнимает. Кто же живет таким образом? Кто вообще способен так жить? Совершенно точно, что не я. И не сейчас. Бытует мнение, что дзен нигилистичный и отстраненный, что он индиффирентен и холоден, что он даже где-то не здесь, не от мира сего. Но это не есть дзен. И противоположное этому не есть не дзен. В этом загадка дзен. Я не понимаю дзен.
P.S. Перевод, кстати, паршивый. Но теперь я по крайней мере знаю, какое это неблагодарное и сложное занятие. Поэтому впредь постараюсь не ныть на эту тему.
P.S. Перевод, кстати, паршивый. Но теперь я по крайней мере знаю, какое это неблагодарное и сложное занятие. Поэтому впредь постараюсь не ныть на эту тему.
***
Родиться человеком - редкая возможность, нечто такое, за что нужно быть благодарным. Но рождение человеком бесполезно, если вы проводите свою жизнь в больнице для умалишенных. Оно бесполезно, если вас тревожит отсутствие денег. Оно бесполезно, если вы становитель невротиком из-за того, что не можете получить престижную работу. Оно бесполезно, если вы плачете из-за того, что потеряли подружку.
***
Каждый погружен в собственную жизнь - и живет, слепо веря в то, что в его повседневной деятельности должен существовать какой-то смысл. Но в действительности жизнь человека не отличается от жизни ластоки - самцы собирают еду, самки высиживают яйца.
***
Пока мы живы, у нас будут проблемы, основанные на предположении, что мы будем продолжать жить. Но важно также взглянуть на эти проблемы с предположением, что в следующие мгновение мы окажемся в гробу. Тогда мы сможем жить более неторопливо, зная, что нам не придется привязываться к собственным мнениям, стискивать зуби и хмурить брови.
***
Саваки-роси часто говорил о "групповой глупости". Это относится к деятельности людских коллективов, которые добиваются того, что считают важным для той группы, с которой они отождествили себя. Существуют разные формы групповой глупости. Так, существуют работники на твердом окладе, которые живут только для того, чтобы работать на благо своих компаний. Это - глупость организации. Существуют другие люди, живущие только ради какого-нибудь "изма", какой-нибудь идеологии. Это глупость аргументации. Многие люди думают, что им необходимо состязаться друг с другом, чтобы выжить в этом мире. Они заставляют своих детей больше и больше заниматься науками, так чтобы те могли оказаться "победителями" в борьбе. Такова глупость соревнования. Все эти люди живут согласно своим случайным, обманчивым и несовершенным взглядам на жизнь.
Kosho Uchiyama-roshi |
No comments:
Post a Comment