Странное время - середина девятнадцатого века. Время расцвета романтизма, литературных салонов, нигилизма и декаденства, время гниения и разложения цивилизации, время упадка старой аристократии и торжества новой буржуазии. В этот необычный период истории жил и творил Шарль Бодлер, певец трупного смрада и грязной похоти. И, разумеется, Бодлер не мог не постучаться в ворота искусственного рая, творимого гашишем и опиумом, чтобы составить свое собственное мнение, не отравленное предрассудками и пересудами. И пусть Бодлер развенчал и презрел искуственный рай, зато мы имеем очень поэтичное описание вкупе с щепетильным разбором воздействия этих творцов вселенных. Взгляд этот окрашен в цвета и благоухает ароматами той эпохи, но от этого не теряет своей привлекательности. Скорее наобарот: увеличительным стеклом проясняет, выявляет тот фундамент, на котом стоит здание современной цивилизации.
Чем же гашиш так ужасен? Он в высшей степени антисоциален. Вино на его фоне выделяется человечностью. Оно само почти как человек, утверждает Бодлер. Гашиш раздувает личность до планетарных размеров, увеличивает ее страхи и радости, кристаллизует ее отношение к этому миру и к самое себя.
Бодлер не верит в искуственные конструкции, возведенные с помощью гашиша.
Гашиш, вино и опиум - это не все, о чем писал Бодлер, это всего лишь крохотная часть его наследия. Бодлер писал о поэзии, искусстве, нравах, прогрессе, любимых им Эдгаре По и Теофиле Готье, выхолащивал свои знаменитые и шокинующие "Цветы зла". Но он был несчастный человек. Что могут привнести в нашу жизнь творения такого человека? Даже если они мрачно-величественны и ужасающе-торжественны...
Чем же гашиш так ужасен? Он в высшей степени антисоциален. Вино на его фоне выделяется человечностью. Оно само почти как человек, утверждает Бодлер. Гашиш раздувает личность до планетарных размеров, увеличивает ее страхи и радости, кристаллизует ее отношение к этому миру и к самое себя.
Если всякая радость, чувство благополучия бьет через край, то всякое страдание, всякое беспокойство становятся бесконечно глубокими.Следующий отрывок мне очень нравится:
Время от времени личность исчезает. Объективность, свойственная поэтам-пантеистам и великим актерам, развивается в вас столь непомерно, что вы сливаетесь с созданиями внешнего мира. Вот вы дерево, стонущее на ветру и поющее природе свои растительные мелодии. А вот вы парите в лазури бесконечно широкого неба. Всякое страдание исчезло. Борьбы больше нет, вы восхищены, вы уже не принадлежите себе и это не тяготит вас.Но это не просто эйфория, это нечто трансцендентное:
Вы разбросали свою личность на все четыре стороны: теперь вам будет очень трудно собраться и сосредоточиться.Вот он, камень преткновения. Ваша личность. И ваша воля. Бодлер рассказывает историю о том, как Бальзаку на очередном литературном сборище предложили опробовать на себе действие чудесного эликсира. И Бальзак отказывается. Бальзак не может принять, что ему придется на время лишиться своей каменной воли и ясного рассудка. Интеллектуальный рай, на дно которого его присласили, не привлекает Бальзака. Бодлер всячески восторгается подобным ответом мэтра французской литературы.
Бодлер не верит в искуственные конструкции, возведенные с помощью гашиша.
Никогда человек, могущий посредством ложки конфитура немедленно заполучить себе все небесные и земные блага, не приобретет и тысячной доли их своим трудом. А прежде нужно жить и работать.Вот так. Жить и работать. Жить и работать можно только с другими людьми, жить и работать нужно для других людей, для государства в конце концов.
Никогда еще здравомыслыщее Государство не могло выжить при употреблении гашиша. Наркотик не воспитывает ни воинов, ни граждан.Вот что нам нужно, родившимся в этот безумный и опасный мир: быть воинами и гражданами. Все так гениально просто.
Вино располагает к доброте и общению. Гашиш приводит к замкнутости. Одно, так сказать, трудолюбиво, другое, глубоко лениво. В самом деле, зачем работать, трудиться, писать, производить что бы то ни было, когда можно одним махом приобрести рай? Наконец, вино создано для работающего народа, который заслуживает, чтобы пить его. Гашиш же принадлежит к разряду радостей одиночки; он создан для жалких оазисов. Вино полезно, оно плодотворит. Гашиш бесполезен и опасен.По моему мнению Бодлер создал блестящую манифестацию всего западного мировоззрения и, сам того не желая, вскрыл его пороки и язвы. Жить и трудиться. Быть воинами и гражданами. Страданиями и потом зарабатывать себе допуск в настоящий рай. Недосягаемый, невозможный рай безоблачных высот. И такую жизнь и прожил Шарль Бодлер: жизнь полную страданий, отчаяния и черной меланхолиий. Если бы я встретил его где-нибудь в раю или аду, я бы поинтересовался, стоило ли оно того.
Гашиш, вино и опиум - это не все, о чем писал Бодлер, это всего лишь крохотная часть его наследия. Бодлер писал о поэзии, искусстве, нравах, прогрессе, любимых им Эдгаре По и Теофиле Готье, выхолащивал свои знаменитые и шокинующие "Цветы зла". Но он был несчастный человек. Что могут привнести в нашу жизнь творения такого человека? Даже если они мрачно-величественны и ужасающе-торжественны...
Charles Baudelaire |
Если всякая радость, чувство благополучия бьет через край, то всякое страдание, всякое беспокойство становятся бесконечно глубокими.
ReplyDelete--
В точку. Сейчас от меня уходит единственная. На фоне 10летней дружбы с "кифом" это катастрофа вселенского масштаба.