О-хо-хо-хо-хо. И как только я до такого дошел. Книжка про шаманизм, про духов деревьев и цветов, про духов-наставников и духов-проводников, про всякие иррациональные и мистические штучки. Для тех, кто хочет себя почувствовать современным друидом. Или курандеро и перфумеро. Короче говоря, в высшей степени странные вещи, которые "современным" человеком классифицираются как предрассудки, невежество и пережиток мифологического мировоззрения. Притом эти вещи рассматриваются в книге не с антропологической позиции объективного исследователя (типа Спока), а с точки зрения заинтересованного целителя и практикующего шамана, т.е. изнутри со всеми отторгающими подробностями. Как к подобному относится я не знаю. Было очень много скепсиса и снисходительных ухмылок во время чтения. Зачем я тогда вообще заварил эту кашу? А затем, что в книге есть глава посвященная традиционному, ритуальному использованию галлюциногенов (Сан Педро и аяхуаска). Правда она оказалась коротенькой и малоинформативной. Но все же я не могу назвать кнужку абсолютно бредовой, она содержит определенное количество разумный идей, ну или тех идей, которым я симпатизирую, и мнениям, которым я сочувствую.
Во главу угла здесь ставится экологическое мировоззрение и уважительное отношение к природе. Даже если не верить в одушевленность и разумность сосен и яблонь, то все равно не следует варварски эксплуатировать и уничтожать то живое, что нас с вами породило. По большому счету мы все - дети этой земли. И довольно печально, что мы так дистанцировались от этой земли, перебрались в свои каменно-бетонно-стеклянно-асфальтные джунгли, в которых даже воздух, небо и солнце другие, не такие как снаружи. А еще мы запрещаем некоторые растения (как будто можно им запретить расти), потому что хотим держать других людей в управляемых рамках социальных норм. А еще мы беззаговорочно верим в современную медицину, закрывая глаза на обычный здравый смысл, который говорит нам, что здоровые люди и финансовая отчетность фармацевтических компаний - вещи малосовместимые.
В заключение могу только сказать, что я недостаточно открыт, чтобы поверить в пусангу и офференду. Но с другой стороны я не настолько закрыт, чтобы отметать с порога все подряд из-за вживленных во время воспитания и обучения предрассудков и чужих картин мироустройства. Единственный критерий, который может помочь разделить зерна от плевел, - это собственный опыт. А до тех пор стоит воздержаться от заключений.
Во главу угла здесь ставится экологическое мировоззрение и уважительное отношение к природе. Даже если не верить в одушевленность и разумность сосен и яблонь, то все равно не следует варварски эксплуатировать и уничтожать то живое, что нас с вами породило. По большому счету мы все - дети этой земли. И довольно печально, что мы так дистанцировались от этой земли, перебрались в свои каменно-бетонно-стеклянно-асфальтные джунгли, в которых даже воздух, небо и солнце другие, не такие как снаружи. А еще мы запрещаем некоторые растения (как будто можно им запретить расти), потому что хотим держать других людей в управляемых рамках социальных норм. А еще мы беззаговорочно верим в современную медицину, закрывая глаза на обычный здравый смысл, который говорит нам, что здоровые люди и финансовая отчетность фармацевтических компаний - вещи малосовместимые.
В заключение могу только сказать, что я недостаточно открыт, чтобы поверить в пусангу и офференду. Но с другой стороны я не настолько закрыт, чтобы отметать с порога все подряд из-за вживленных во время воспитания и обучения предрассудков и чужих картин мироустройства. Единственный критерий, который может помочь разделить зерна от плевел, - это собственный опыт. А до тех пор стоит воздержаться от заключений.
No comments:
Post a Comment