Александра Давид-Неэль - Магия любви и черная магия
Довольно странная история. Декорации все те же, что и в предыдущих книгах, - Тибет, Китай, пастбища, горы. Но сама история отличается. Здесь уже не особо много места отведено религии и духовности. Больше всего внимания уделяется самому сюжету, довольно динамичному между прочим. Сцены сменяют друг друга с ошеломляющей скоростью. Получилость что-то вроде приключенческо-авантюрного романа на плоскогорьях Тибета. Все настолько плотно и быстро, что поневоле теряешь фокусировку и читаешь на автомате, тут же выкидывая из памяти последние абзацы, страницы, главы. Возможно, я всего-навсего отвык от подобного чтива. В центре повествования - удалой разбойник, естественно, по тибетским обычаям благородный и храбрый, пример и герой для простого люда. По время очередного набега ему встретилась девушка. Ну и понеслось.
Лучшая сцена - это монастырь бон-по с его отвратительными обрядами по поиску бессмертия. Сначала находился достойный объект для экзекуции. Дальше ему методично промывали мозги ("Ты мертв, ты пуст, отдай себя во услужение, принеси себя в жертву во имя высокой цели. А заодно отбелишь себе немного карму"). После подобной обстоятельной промывки жертва давала свое согласие, ее отводили в уедененный храмовый комлекс. Там стоял большой полый стол и удущающее зловоние разлагающихся трупов. Крышку снимали и предлагали жертве прилечь. Так как все происходит добровольно, то наша жертва ложилась к другим трупам и умирающим. Дальше ее морили голодом и она потиху умирала. А всякие же трупные выделения использовались для эликсира бессмертия. Подобную процедуру захотел пройти один индус. Хотел познать тайну жизни и смерти. Хотел побороть смерть. Хотел обрести понимание иллюзии, божественной игры, майи. Сложно представить, как в подобных обстоятельствах себя чувствует человек.
Ну а что наш главный герой? Он убивает и разбойничает ради денег и скота, он приносит богатые дары Далай-Ламе, он совершает поломничества, чтобы умилостить богов и духов, он не находит себе покоя из-за страха будущего и страха потерять то, что он имеет, он общается с пророками, гадателями, магами и святыми, понимает еще меньше и боится еще больше, он хочет, любит и ненавидит свою ново-обретенную подружку, его мучают воспоминия и призраки прошлого, он бежит и не сдается, он оплакивает свою судьбу и опять не сдается, он встречает друзей, спасает друзей и убивает друзей из-за своего собственного понятия добра и зла, он собирается спасать мир своим состраданием и мечтает о славе боддхисатв, и он опять убивает, когда у него пытаются отнять его тщеславные мечты, и все возвращается к своему началу. Это все как-то очень смахивает на какую-то аллегорию.
Книжка слабее, чем "Могущество Ничто" и "Лама Пяти Мудростей". Может быть здесь сказывается усталость от подобного рода литературы и от самого автора в частности. Тем не менее, набросав эту статью, я стал немного иначе, более позитивно, смотреть на этот роман.
Довольно странная история. Декорации все те же, что и в предыдущих книгах, - Тибет, Китай, пастбища, горы. Но сама история отличается. Здесь уже не особо много места отведено религии и духовности. Больше всего внимания уделяется самому сюжету, довольно динамичному между прочим. Сцены сменяют друг друга с ошеломляющей скоростью. Получилость что-то вроде приключенческо-авантюрного романа на плоскогорьях Тибета. Все настолько плотно и быстро, что поневоле теряешь фокусировку и читаешь на автомате, тут же выкидывая из памяти последние абзацы, страницы, главы. Возможно, я всего-навсего отвык от подобного чтива. В центре повествования - удалой разбойник, естественно, по тибетским обычаям благородный и храбрый, пример и герой для простого люда. По время очередного набега ему встретилась девушка. Ну и понеслось.
Лучшая сцена - это монастырь бон-по с его отвратительными обрядами по поиску бессмертия. Сначала находился достойный объект для экзекуции. Дальше ему методично промывали мозги ("Ты мертв, ты пуст, отдай себя во услужение, принеси себя в жертву во имя высокой цели. А заодно отбелишь себе немного карму"). После подобной обстоятельной промывки жертва давала свое согласие, ее отводили в уедененный храмовый комлекс. Там стоял большой полый стол и удущающее зловоние разлагающихся трупов. Крышку снимали и предлагали жертве прилечь. Так как все происходит добровольно, то наша жертва ложилась к другим трупам и умирающим. Дальше ее морили голодом и она потиху умирала. А всякие же трупные выделения использовались для эликсира бессмертия. Подобную процедуру захотел пройти один индус. Хотел познать тайну жизни и смерти. Хотел побороть смерть. Хотел обрести понимание иллюзии, божественной игры, майи. Сложно представить, как в подобных обстоятельствах себя чувствует человек.
Ну а что наш главный герой? Он убивает и разбойничает ради денег и скота, он приносит богатые дары Далай-Ламе, он совершает поломничества, чтобы умилостить богов и духов, он не находит себе покоя из-за страха будущего и страха потерять то, что он имеет, он общается с пророками, гадателями, магами и святыми, понимает еще меньше и боится еще больше, он хочет, любит и ненавидит свою ново-обретенную подружку, его мучают воспоминия и призраки прошлого, он бежит и не сдается, он оплакивает свою судьбу и опять не сдается, он встречает друзей, спасает друзей и убивает друзей из-за своего собственного понятия добра и зла, он собирается спасать мир своим состраданием и мечтает о славе боддхисатв, и он опять убивает, когда у него пытаются отнять его тщеславные мечты, и все возвращается к своему началу. Это все как-то очень смахивает на какую-то аллегорию.
Книжка слабее, чем "Могущество Ничто" и "Лама Пяти Мудростей". Может быть здесь сказывается усталость от подобного рода литературы и от самого автора в частности. Тем не менее, набросав эту статью, я стал немного иначе, более позитивно, смотреть на этот роман.
No comments:
Post a Comment