Я практически не знаком с феноменологией, сравнительно недавним направлением философии, возвращающего от абстрактных умопостроений к непосредственному опыту настоящего. Я знаю только Мерло-Понти и Гуссерля, но даже это знакомство весьма условно. Таким образом, можно считать, что мои отношения с феноменологией начинаются именно с настоящей книги. За неуклюжим названием феноменологии скрывается достаточно четко очерченное направление мысли. Как я уже неоднократно говорил о своем отсутствии какой-либо веры или сочувствия к абстрактной философии, бумажной философии, пижонской философии снобско ориентированной части человечества, философия - это не просто набор эксцентричных идей. Это в первую, и главную, очередь образ жизни. Нельзя говорить о своих убеждениях по поводу прав животных и выступать против варварского обращения с ними во всей мясомолочной индустрии, и при этом каждое утро есть котлеты из купленной в соседнем магазине вырезке. Вот и с философией точно так же. Применимость философии на ежедневной основе, каждую минуту каждого божьего дня есть та шкала, которая позволяет оценить стоимость и обоснованность заявляемых кем-то взглядов.
Философия Дэвида Абрама является крайне практичной. Не удивительно, ведь она создавалась и развивалась не за столом в кабинете с задрапированными тяжелыми шторами окнами, отделенного от окружающего мира толстенными стенами и невидящим взглядом, устремленным в книгу, а в лесах, полях и горах, во время путешествий по Непалу и Индонезии, Соединенным штатам и Европе, во время общений с местным населением, их шаманами и целителями. Нам нужно вернуться от умозрительных идей денег, экономик, политик, телесериалов (и даже книг и рынка духовности!) к настоящей, чуствующей и чувственной жизни. Назад к ветру, назад к солнцу, назад к земле, назад к облакам, назад к грому, назад к молниями, назад к оленями, назад к волкам. Замечательная книга, призывающая нас остановиться и немного подумать о том, кто мы, зачем мы суетимся и зачем мы упорно продолжаем уничтожать все вокруг себя.
Что касается вопроса практической применимости философии, я часто вспоминаю дедушку Маркса, который на самом деле говорил очень разумные вещи. Вот его знаменитейшее высказываение по теме:
Философия Дэвида Абрама является крайне практичной. Не удивительно, ведь она создавалась и развивалась не за столом в кабинете с задрапированными тяжелыми шторами окнами, отделенного от окружающего мира толстенными стенами и невидящим взглядом, устремленным в книгу, а в лесах, полях и горах, во время путешествий по Непалу и Индонезии, Соединенным штатам и Европе, во время общений с местным населением, их шаманами и целителями. Нам нужно вернуться от умозрительных идей денег, экономик, политик, телесериалов (и даже книг и рынка духовности!) к настоящей, чуствующей и чувственной жизни. Назад к ветру, назад к солнцу, назад к земле, назад к облакам, назад к грому, назад к молниями, назад к оленями, назад к волкам. Замечательная книга, призывающая нас остановиться и немного подумать о том, кто мы, зачем мы суетимся и зачем мы упорно продолжаем уничтожать все вокруг себя.
Что касается вопроса практической применимости философии, я часто вспоминаю дедушку Маркса, который на самом деле говорил очень разумные вещи. Вот его знаменитейшее высказываение по теме:
Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его.Осталось только изменить этот чёртов мир.
No comments:
Post a Comment